Вера в идею
Русский язык и русский жестовый язык я знала с самого детства. Родилась слабослышащей в семье глухих. На 3 курсе института полностью оглохла. Но мои родители, будучи глухими с рождения, получившие высшее техническое образование, всегда были для меня примером упорства и целеустремленности в достижении целей. Я с детства знала, что буду учиться в вузе, возможно не в одном.
Очень люблю читать, записана была в несколько библиотек, любимые писатели – Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. Гуманитарное направление выбрала не сразу. Долго думала. Но уже в школе, хотя жестовый язык был формально запрещен, я иногда объясняла одноклассникам правила и примеры по русскому языку с помощью РЖЯ. И видела, что у меня это хорошо получается – ребята сразу схватывали все на лету. Мои объяснения были настолько понятны, что в выпускном классе я серьезно задумалась о получении филологического образования в МПГУ им. В. И. Ленина. (Спустя годы с удовольствием получила еще лингвистическое в МГЛУ.) Постепенно пришла к тому, что обучение русскому языку с помощью РЖЯ может быть эффективным.
Моя дипломная работа в педвузе была связана с практикой использования средств наглядности в преподавании русского языка – как для слышащих учащихся, так и для учащихся с нарушением слуха. В ней я подчеркивала, что наглядно преподавать русский язык глухим учащимся помимо других инструментов можно с использованием РЖЯ.
Главные проблемы глухих
Самая главная проблема: доступ к информации. Конечно, хочется получать знания и информацию беспрепятственно и в любое время. С книгами всё хорошо. Но когда включаешь, например, телевизор, настраиваешь телетекст и читаешь ”Программа транслируется без субтитров”, то чувствуешь себя крайне некомфортно. Конечно, хочется, чтобы объем субтитрования телепередач был больше, чем нынешние 5%.
Разница между глухим и слышащим человеком в том, что глухому приходится параллельно с обычными делами еще приспосабливаться как-то выуживать информацию для себя, пытаться разумно и четко представлять свои интересы, давать подсказку слышащим людям о комфортном способе коммуникации: при помощи письменной или устной форм русского языка, или при помощи переводчика РЖЯ. К сожалению, этим навыкам самопрезентации и поиска информации не учат в школах на уроках ОБЖ. Этому научаешься сам, на примере других людей или на своих ошибках.
Людмила Жадан
Старт клуба
В 2017 году я пришла в офис МГО ВОГ и предложила открыть Клуб любителей русского языка. Меня поддержали, предоставили помещение на Сухаревской, в центре города. С тех пор Клуб начал расти и развиваться.
Спустя годы ни разу не пожалела о том, что взялась за это дело. Русский язык – это мое хобби и моя профессия, любовь всей жизни.
Это язык с богатой историей, со сложной грамматикой и видо-временной системой, уникальной лексикой. И про него можно рассказать очень много всего занимательного!
Моя главная цель как руководителя Клуба – дать возможность глухим и слабослышащим билингвам в комфортной среде изучать русский язык, основной язык нашей страны. В нашем Клубе я хочу дать возможность глухим и слабослышащим билингвам в комфортной среде изучать русский язык, основной язык нашей страны.
В нашем Клубе я хочу дать возможность глухим и слабослышащим билингвам в комфортной среде изучать русский язык, основной язык нашей страны
Наши занятия
Сегодня мы проводим встречи Клуба в прекрасном зале — в конференц-зале Российской библиотеки для молодежи. Есть большой светлый зал с мягкими стульями, сцена, огромный экран, есть возможность записывать встречи с последующим размещением их на сайте библиотеки в виде видеороликов. Большое спасибо сотрудникам библиотеки!
Занятия проводятся ежемесячно (чаще всего в третий четверг месяца), кроме летнего времени.

Моя опора
Меня всегда поддерживает вся моя семья.
Муж, дети, внуки не слышат. Мама, сама педагог, не пропускает ни одного занятия нашего Клуба, всегда сидит в первых рядах и занимается с большим с удовольствием, приговаривая: «Век живи – век учись». Мой отец тоже приходит часто. Мои взрослые дети, их друзья, даже мои бывшие одноклассники – все эти люди слушают лекции в нашем клубе.
Мне помогают единомышленники, такие же как я учителя русского языка и литературы, глухие и слышащие. Основной состав лекторов – примерно пять человек.
ПОСЕТИТЕЛИ КЛУБА
В Клубе любителей русского языка нет членства. Приходят самые разные посетители разного рода занятий.
В последнее время приходят слышащие люди, которые изучают русский жестовый язык. Например, студенты МГЛУ, МГПУ, а также родители и родственники глухих детей. Обычно на занятиях бывает с десяток слышащих посетителей.
И всё же 90–95% посетителей — это, конечно, глухие и слабослышащие люди разных возрастов, которым интересно изучать русский язык.
Мне сложно дать портрет постоянного посетителя. Активно приходят на встречи московские пенсионеры, получившие основное образование еще в советское время, когда русский жестовый язык был запрещен везде, особенно в школе, но его можно было увидеть у переводчиков в крупнейших вузах, а также в “красных уголках” заводов, где работали глухие рабочие.
Есть среди посетителей Клуба глухие люди среднего возраста, с разной историей; много приезжих из других городов и регионов.
Посетители Клуба часто рассказывают истории о том, как обучались русскому языку в школе у слышащего учителя (или вне школы у слышащего репетитора), который не владел РЖЯ. И, что этот факт во многом повлиял на результаты обучения: многие жалуются на пробелы в теории по русскому языку, и, что обиднее всего, практических навыков использования русского языка. Особенно в области морфологии, лексики, пунктуации и стилистики.
В большинстве своем посетители Клуба хорошо знают РЖЯ, и все отлично понимают обращенную к ним речь на РЖЯ. “Вот если бы объяснения моего школьного учителя были такие же понятные!”
С каждым годом число посетителей Клуба постоянно растет. Некоторые посетители приходят со своими глухими и слабослышащими детьми. На майские встречи, когда мы отмечаем день рождения Клуба, приходит от 60 до 100 человек. Мне пишут глухие любители русского языка с Камчатки, с Крыма, из Сибири, а также проживающие за рубежом. Они с удовольствием смотрят запись встреч Клуба в интернете.
ЯЗЫКОВОЙ КЛУБ МЕНЯЕТ СУДЬБЫ ШКОЛЬНИКОВ
В Клуб приходят школьники разного возраста, учащиеся столичных коррекционных школ. Некоторых из них приводят глухие родители, мамы, папы, бабушки. Кто-то приходит, увидев афишу занятия в школьном чате. Особенно много старшеклассников приходит весной, когда нужно подготовиться к экзамену по русскому языку.
И я всегда радуюсь, когда после занятий ко мне подходят школьники со словами: “Спасибо большое за занятие! Мне было трудно, было много новых слов и понятий. Но я слушал очень внимательно, это всё пригодится мне в жизни. Было очень интересно узнать о русском языке больше!”
Мы часто слышим от ребят: «О! Если бы в школе мой учитель знал жестовый язык так, как спикеры Клуба, то я точно бы еще раньше полюбил русский язык!»
«Я билингв. Никогда не думал об этом настолько отчетливо, как после занятий в Клубе. Я могу выразить мысль на РЖЯ и могу выразить мысль на русском языке. Но это непременно должно быть сделано грамотно!» — вот реплика слабослышащего школьника в недавнего занятия Клуба.
Некоторые из этих школьников стали студентами столичных вузов и колледжей. Радуюсь за них.
Планы Клуба
- Планируем увеличивать количество спикеров (сейчас в основном составе 5 лекторов, 3 глухих и 2 слышащих)
- Приглашать новых лекторов из числа педагогов и журналистов, владеющих РЖЯ
- Регулярно участвовать в «Тотальном диктанте»
- Выезжать с лекциями на форумы по образованию и культуре глухих
Мои другие проекты
Я много занимаюсь общественной, просветительской деятельностью. Провожу много бесплатных консультаций с родителями, два года подряд вела занятия с детьми по курсу “Культура русской жестовой речи” в одном грантовом проекте. А также участвую в обучении глухих экскурсоводов для разных музеев Москвы и других городов (Самара, Калуга).
Провожу сама экскурсии в нескольких музеях Москвы: в Третьяковской галерее, в ГМИИ им. А.С. Пушкина, включая Учебный историко-художественный музей Ивана Цветаева, в Доме-музее Марины Цветаевой, для школьников — в разных отделах Государственного литературного музея (музеи М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского).
Руковожу Московским объединением глухих учителей, насчитывающих около 100 глухих и слабослышащих педагогов – учителей, воспитателей, преподавателей высшей школы. В 2024 году мы в МГО ВОГ создали Московскую ассоциацию репетиторов со знанием РЖЯ. Теперь глухие и слабослышащие дети Москвы могут позаниматься с нашими учителями из числа тех, кто является самозанятым.
В МАЕ 2025 ГОДА ЯЗЫКОВОМУ КЛУБУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 8 ЛЕТ
С большим удовольствием мы поздравляем Людмилу и всех членов Клуба любителей русского языка с днем рождения!
Людмила, вы сделали настоящий прорыв, доказав миру, что глухие могут учиться русском языку легко и непринужденно, если это обучение ведется доступным образом, на русском жестовом языке.
Мы желаем вашему Клубу процветания, развития, новых идей и участников и новых помощников и участников.
Сил, энергии и движения вперёд!
