Как заставить отчеты работать на проект и не умереть

Как публичные отчеты помогают социальным проектам расти? Как заставить отчеты работать на вас? Что должно быть в отчетах, чтобы выйти за рамки формальности и скуки? Наш годовой отчет за 2023 год получил «Золотой стандарт». И мы готовы поделиться с вами нашим опытом.

Как отчет работает за вас?

Публичный отчет по вашему проекту – это мощный инструмент, который помогает вам влиять на общественное мнение, находить партнеров и сторонников, привлекать финансы и заставлять людей говорить о вас. Что делает за вас качественный отчет?

— Повышает узнаваемость

Он говорит о вас больше, чем ваши соцсети, сайт и прочее, и помогает людям сразу получить всю информацию о вас и вашем проекте. Хорошим отчетом делятся друг с другом. Его показывают и им гордятся.

— Создает надежную репутацию и завоевывает доверие

Люди видят, что вы честны, открыты и прозрачны: в любой момент каждый может увидеть ваш отчет и узнать, что и как вы делали. Вам начинают доверять: больше поддерживать, рассказывать о вас, чаще посещать ваши мероприятия, ставить реакции в соцсетях, партнеры начинают сами находить вас и предлагать помощь, появляются новые члены команды, новые направления и возможности. Бонусом: идет следующий пункт.

Привлекает средства

Чем ваш отчет качественней, тем четче он говорит Фондам, частным жертвователям и спонсорам о том, на что пойдут и как будут работать выделенные ими средства. В результате вас финансируют чаще, чем других.

Сравните 3 ситуации.

  1. Фонд помощи бездомным кошкам опубликовал.

«Получили 10 000 рублей. Купили 100 кг корма. 1 месяц кормили им 20 слепых кошек. 10 волонтеров помогали ухаживать за ними»

  1. Проект помощи молодым талантам написал.

«Дорогой бизнесмен, вы сделали пожертвование на 100 000 руб. На ваши средства мы сделали счастливыми всех детей нашего города. Перечислите нам еще»

  1. Социальный проект по развитию уличного спорта написал.

«Никаких комментариев не даем. На что тратятся ваши деньги – не ваше дело»

Кому бы вы помогли пожертвованием? Для кого бы захотели стать партнером?

Уверены, что большинство бы помогло только в ситуации №1. Почему? Открыто, честно, понятно какая помощь нужна и на что идут деньги. И котики тут не совсем при чем.

— Доказывает вашу экспертность

Своим отчетом вы можете показать, что вы не просто хорошо разбираетесь в своей теме, но вы – лучший в этой сфере, ваши знания и опыт уникальны и глубоки, а лично с вам хорошо бы иметь дело. Благодаря этому восприятию вас смогут чаще приглашать как эксперта, например, в СМИ, на разные мероприятия, совместные проекты, на публичные обсуждения.

— Укрепляет связи

Прислать свой отчет партнерам – это хороший способ поблагодарить их, показать их вклад и значимость для вас.

Вопрос. Мы просто социальный проект / команда / друзья, которые делают мир лучше. Нужен ли нам отчет?

Ответ. Да, отчет поможет вам стать заметней, найти последователей и партнеров.

Кому нужны отчеты?

— Грантодателям / фондам / спонсорам

Им важно знать, что их деньги использованы по целевому назначению, результаты, о которых вы заявили, достигнуты.

— Участникам проекта

Отчет помогает увидеть весь проект сразу, почувствовать ценность участия в нем, укрепить эмоциональную связь с вами.

— Партнерам

Помогает оценить ценность своего вклада и принять решение о продолжении сотрудничества.

— Медиа и СМИ

Помогает вам стать заметными, привлекать внимание к себе и появляться в инфоповодах.

Как часто делать отчеты?

Традиционно НКО создают ежегодные отчеты, отчеты по грантовым средствам, за средства спонсоров, жертвователей. Плюс есть отчеты по конкретным программам. Даже если у вас нет НКО, а есть полезная инициатива, создать отчет – хороший тон, помогающий укрепить ваш имидж и позиции. Как часто? Минимум 1 раз в год, а лучше – чаще, хоть каждый месяц или каждую неделю.

Мы заметили в официальном канале ВОГ сильную инициативу: каждую неделю ВОГ публикует дайджест главных событий, произошедших в региональных отделениях ВОГ.

И это тоже форма отчета. В нем: что произошло, где, какое значение имело плюс ссылки на каждое событие, по которой можно почитать подробнее, посмотреть фото, видео и посмотреть результаты.

Вызывает доверие, наглядно иллюстрирует деятельность. Согласны?

Создаем отчет: пошаговая инструкция

1. Подготовьте все материалы

— Соберите все данные за 1 год: отчеты, фото, отзывы, статистику, финансы.
— Проведите мини-интервью с командой, партнерами и теми, кому вы помогли.

Советы.

- Не оставляйте все на конец. Заранее планируйте, какие материалы, показатели и данные вам нужно собрать, чтобы включить их в отчет. Создайте для них шаблоны и специальные папки на компьютере.

- Ведите дневник проекта, собирайте как можно больше фотографий, видео, отзывов, историй тех, кому вы помогли. Везде, где только можно, ведите учет: сколько человек зарегистрировалось, сколько пришло, какие изменения произошли.

- Не забывайте про важность таких показателей проекта, как «до-после». В отчетах они всегда смотрятся очень выигрышно.

2. Оцените все, что происходило с проектом

— Сопоставьте цели и результаты
— Подумайте, чем вы можете гордиться, что было успешно, а где вы столкнулись с трудностями и проблемами, что у вас шло по плану и даже лучше, а что не так и почему?

3. Подготовьте черновик

— Составьте структуру отчета (можно взять нашу – она в это статье, ниже)
— Напишите все тексты, заголовки, цитаты, цифры
— Добавьте фотографии, иллюстрации
— Что можно – вставьте в виде инфографики

4. Отредактируйте и сверстайте

— Проверьте стиль, содержательность, логику
— Уберите лишние слова, большие тексты сократите или оформите в виде инфографик
— Проведите вычитку: нигде ли не ошиблись? Соответствуют ли иллюстрации тексту? Не упустили ли вы что-то?
— Оформите визуально: красиво, читаемо и эффектно

5. Согласуйте с командой / партнерами

И обязательно дайте еще раз кому-то на вычитку и оценку.

6. Опубликуйте отчет: покажите его миру

Разошлите по всем своим партнерам, грантодателям и участникам проекта, опубликуйте в своих социальных сетях и на сайте, поделитесь со всеми, с кем только можно.

У каждого фонда свои требования по отчетности. Получили грант? Сразу же смотрите, как отчитываться. Если узнаете все заранее, то реализуя проект, соберете все нужные материалы и избежите головной боли при итоговой отчетности.

В своем опыте мы встречали такие необычные требования, как:

- записать площадь помещения, где проходило мероприятие;

- получить документ от собственника площадки о максимальной вместимости площадки;

- получить подписи минимум 3 человек, подтверждающие, что число зарегистрированных людей, число участников мероприятия и число человек на фото совпадает.

Кейс: что писать в годовом отчете

Отчет нашей АНО «Услышать тишину» в этом году получил «Золотой стандарт». Можно взять его за образец вот здесь: отчет АНО «Услышать тишину»

Или можно использовать нашу инструкцию ниже.

Итак, в отчет обязательно включите.

  1. Информацию о вашей организации или проекте

Напишите название, период отчета, логотип, можно расположить логотипы партнеров.

  1. Содержание с названиями разделов и страницами

Не обязательный пункт, но это очень удобно и заботливо по отношению к тем, кто будет читать ваш отчет.

  1. Введение

Кратко познакомьте читателей с вашим проектом: расскажите о нем, его миссии, целях, решаемых проблемах, географии. Можно написать о том, какие планы были поставлены на этот период, все ли удалось, а если нет, то почему.

  1. Ключевые достижения

— Напишите количественные показатели – главные цифры. Например, мы провели 23 концерта, накормили 12 000 человек, перевели через дорогу 120 бабушек.

— Расскажите о качественных показателях – тех, что нельзя измерить в цифрах. Но можно оценить по результатам исследований (опросов, интервью, фокус-групп, экспертной оценки и др.). Например, повысили уверенность школьников, улучшили навыки самообслуживания.

— Можно написать о том, каких показателей удалось достичь, а каких нет и почему.

  1. События проекта

Расскажите о всем, что происходило в вашем проекте. Например:

— Программы, направления и мероприятия проекта

— Признание, достижения

— Научную работу

— Поддержку СМИ

Можно написать о трудностях, с которыми вы столкнулись, и о том, как вы их преодолевали.

  1. Планы

Напишите о ваших планах на следующий год, новых целях, мероприятиях, событиях.

  1. Финансы

Ваш бюджет: доходы, расходы, источники финансирования. Укажите, сколько средств было привлечено, откуда, на что они пошли и осталось ли что-то.

  1. Команда проекта

Напишите о членах команды, их компетенциях, приложите фото. Можно написать ваши цитаты.

  1. Партнеры

Расскажите о тех, кто поддержал вас. Укажите имена, названия, логотипы. Поблагодарите.

  1. Ваши контакты

Дайте все ваши контакты, укажите сайт, ссылки на социальные сети.

Советы:

- Не стесняйтесь: хвалите свой проект, рассказывайте про его самые лучшие стороны, делитесь достижениями.

- Но пишите кратко и по делу: в больших текстах легко потерять смысл.

- Включайте больше фотографий, личных историй тех, кому вы помогли.

- Делайте наглядные инфографики.

- Благодарите всех, кто поддерживал вас.

Хотите рассказать о своем социальном проекте? Получить помощь в разработке проекта или отчета?

Тогда пишите нам.

На почту: team@deaf.su

Или в Телеграмм: @deafsu

About The Author

Делитесь статьей в своих соцсетях:

Вносите пожертвования:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *