Как создавать перемены: 10 шагов глухих к социальному проекту

Кто лучше глухих знает, как улучшить жизнь глухих? Никто! А как часто у вас появляются прорывные идеи, но вы теряетесь, не зная с чего начать и что нужно делать? В этой статье разберемся как разработать проект: от идеи до оформления.

P.S. У нас в редакции кипят обсуждения: делать регулярную рубрику про проекты или нет? Если да, то будем вместе разбирать теорию, делиться опытом и делать прожарки социальным проектам. Хотите такую рубрику? Тогда ставьте лайки к статье в наших соцсетях.

Шаг 0. Родилась идея

Прямо сейчас, когда у вас есть идея или намеки на нее, возьмите паузу и вместе с нашими 10 шагами создайте для своего проекта прочную базу для успеха. А после – приступайте к реализации.

Шаг 1. Отправляемся на поиски: к целевой аудитории и боли

Для кого вы создаете свой проект? Для людей, у каждого из которых есть свои заботы, потребности, проблемы, цели, на каждом из них лежат какие-то обязанности, каждый из них о чем-то мечтает. Человечество вообще огромно, а ваш проект – один, самый любимый для вас и уникальный.

Для кого именно из людей вы его создаете? Как выглядят люди вашей целевой аудитории?

Сядьте, подумайте и ответьте на главные вопросы:
— Для кого ваш проект? Кто эти люди? Каковы их интересы, возраст, пол, место проживания.
— Какие проблемы и как отравляют им жизнь?
— Что они делают с этими проблемами сейчас?
— Какими еще способами можно решить их проблемы?

Как и вы, мы знаем много проектов для глухих, которые создавались без участия самих глухих и сразу же были обречены на провал. Многие из них канули в лету, некоторые держатся на плаву до сих пор, но постоянно подвергаются критике и угрозе закрытия.

Шаг 2. Становимся исследователями: изучаем целевую аудиторию и проблему

Шаг 1 – это то, как мы видим нашу аудиторию и ее проблемы. Это наши маячки для следующего шага. Берем их на вооружение и переходим к 2 шагу.

Жесткая правда. Наши взгляды на проблему могут отличаться от взгляда нашей целевой аудитории настолько, что это может повергнуть в шок.

Настало время столкнуться с реальностью. Готовьтесь примерить на себя роль исследователя и разобраться в том, как видят проблему настоящие живые люди, почему так происходит, чем сопровождается и как влияет на их жизнь. А если коротко: выясняем проблему, ее причины и последствия.

Облегчите себе задачу: создайте 3-4 гипотезы (предположения) о проблеме и исследуйте именно их: подтверждайте, опровергайте и не бойтесь менять их прямо на ходу.

Возьмите на заметку главные способы изучения проблемы.
— Общайтесь с вашей целевой аудиторией и собирайте данные: проводите опросы, интервью, фокус-группы, наблюдения, эксперименты.
— Работайте с экспертами: консультируйтесь, проводите опросы и глубинные интервью, получайте экспертную оценку идей.
— Изучайте законы, СМИ, научные публикации, тематические чаты и форумы.
— Ищите статистику, государственные отчеты и результаты исследований других организаций.
— Проводите SWOT-анализ: описывайте сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по ситуации, в которой находится ваша аудитория.

«Услышать тишину» в последние годы начала применять Кастдев (CustDev). Это глубинное интервью, помогающее глубоко понять свою аудиторию. Методика позаимствована из бизнес-среды. И на сегодня остается одним из самых мощных инструментов изучения потребностей аудитории, ее проблем, последствий и причин.

Шаг 3. Создаем проблему

Опишите проблему 1 предложением: четко, сжато, конкретно, остро социально и обосновано.
Постарайтесь не использовать:
— Частицу «не»
— Слова: проблема, трудность, все плохо
— Личные эмоции

В проблеме запишите:
— Факты
— Цифры
— Кто столкнулся с проблемой
— С какой проблемой столкнулись

Знакомя людей с миссией «Услышать тишину», мы всегда делимся проблемой, которую мы решаем. Она звучит так: «По результатам исследований АНО «Услышать тишину» 97% глухих ежедневно сталкиваются с ограничениями слышащего мира».

Приготовьтесь пару дней потрудиться над формулировкой проблемы: именно она повлияет на всю вашу дальнейшую работу над проектом и ваше позиционирование перед командой, вашей аудиторией, грантодателями и партнерами.

Теперь приготовьте 2 списка. В первом перечислите все возможные причины проблемы. Во втором – все последствия проблемы. Отметьте цветом или галочками на какие причины и последствия именно вы можете повлиять своим проектом.

Шаг 4. Дорожная карта: ставим цели и задачи

Поздравляем! Вы разобрали проблему настолько подробно, что теперь стали лучшим экспертом своей идеи. Пришло время поставить перед собой цель, к которой вы поведете свой проект.

«Хочу помочь» - это не цель. Ваша цель должна ответить на вопросы: «Что? Кому? Сколько? Когда? Зачем?»

Здесь отлично сработает методика SMART. Сделайте свою цель:
— Конкретной
— Измеримой
— Достижимой
— Реалистичной = уместной
— Ограниченной по времени

«Научить слышащих понимать глухих» - это не цель. «Обучить не менее 100 студентов-медиков базовому уровню РЖЯ» - хорошая цель. «Обучить в 2025 году не менее 100 студентов 1 курсов медицинских вузов Новосибирска базовому уровню РЖЯ» - отличная цель.

Получилось? Теперь разбейте цель на задачи – шаги, которые вы пройдете до достижения цели.
— Планируйте, дробите на мелкие шаги
— Будьте конкретны: каждая задача – это одно действие
— Используйте глаголы: организовать, обучить, провести, разработать и другие
— Представляйте как все может выглядеть на деле, проверяйте — ничего ли не упустили
— Проверяйте: все ли задачи ведут к цели

Шаг 5. Результаты: цифры, качества, изменения

В какой момент и как вы поймете, что достигли своей цели? Как вы сможете доказать, что ваш проект изменил жизни людей из вашей целевой аудитории? Приготовьтесь подтвердить эффективность цифрами, фактами, показателями.

Составьте список этих показателей и их значений. Напишите, как вы будете каждый из них исследовать и в какие моменты отслеживать.

Для количественных показателей работают:
— Простой подсчет: например, мы можем увидеть, сколько человек пришло на мероприятие, сколько раз просмотрели ваши видео-лекции
— Результаты опросов и подсчета сводных индексов
— Подсчет разницы между показателями: например, до/после вашего проекта, между схожими группами внутри и вне вашего проекта.

Качественные показатели можно отслеживать путем опросов, интервью, наблюдений, сравнения двух групп, независимой экспертной оценки и др.

Шаг 6. Ближе к делу: мероприятия и действия

За каждой задачей – действие, за каждым действием – события и мероприятия.

Возьмите свои задачи и опишите для каждой из них:
— Конкретные работы и сроки
— Форматы мероприятий: например, семинары, лекции, тренинги, консультации, офлайн или онлайн события
— Какие роли в команде нужны для каждого мероприятия. Если у вас уже есть своя команды – распределите обязанности
— Показатели результативности: как вы поймете, что задача выполнена?

Готовя заявку на грант, помните, что в разных фондах требования к описанию мероприятий отличаются. Например, мы видели, как одни фонды запрещает включать в список мероприятий подготовительные этапы и разработку. Кто-то требует только очные мероприятия. Чтобы не было провала, обязательно читайте требования конкретного фонда к заявке.

Шаг 7. Ресурсы: люди, деньги, вещи, партнеры

Какие ресурсы вам нужны для реализации проекта? Условно их можно разделить на люди, деньги, материальные ресурсы, партнеры. Что кроется за каждым из них?

Люди: роли в команде

— Какие роли в команде вам нужны на каждом этапе
— Какие обязанности кроятся за каждой ролью
— Какие роли будут закрыты членами команды, а какие – привлеченными внешними специалистами
— На какие работы вы можете привлечь волонтеров

Материальные ресурсы

Составьте список из нужных для проекта помещений, техники, печатной продукции и др.

Деньги: смета

Составьте смету — таблицу, в которой описаны:
— Организационные расходы
— Зарплаты
— Оборудование и техника
— Образовательные и информационные материалы
— Помещение и логистика
— Коммуникация и продвижение
— Проведение мероприятий

Требования к статьям сметы и их размеру у всех грантодателей отличаются настолько, что диву даешься. Мы встречали такие необычные требования: не более 30% на зарплаты специалистов, запрет на покупку оборудования, запрет на зарплаты, разделы на непредвиденные расходы.

Составляя смету

— Будьте реалистичны
— Обосновывайте каждую статью сметы. Подробно, с формулами и расчетами
— Сравнивайте стоимость услуг, вещей, аренды
— Учитывайте все траты
— Не раздувайте смету и будьте экономны

Однажды мы видели, как один руководитель проекта просил у фонда грант на покупку своего дома. Потому что ему же нужно было бы где-то жить, пока он реализует проект. Конечно, его заявка была обречена на провал.

Партнеры

Напишите 2 списка:
— Кто уже поддерживает вас и каким образом
— Кто может быть потенциальным партнером, какие задачи проекта он может закрыть, чем может помочь сверх и какие преимущества / условия вы можете предложить партнеру за его помощь.

Среди партнеров ваших социальных проектов могут быть ВОГ, НКО, госструктуры, бизнес, фонды, СМИ и другие медиа-структуры, школы, вузы и многие другие.

Для каждого из ресурсов составьте план привлечения.

Шаг 8. Информирование

Как вы заявите о себе миру? Как создадите и поддержите интерес к своему проекту?

На этом шаге составляйте стратегию информационной поддержи:
— Поставьте цель стратегии, сроки и показатели результативности
— Разделите на этапы: до, во время и после каждого из этапов проекта
— Напишите все действий: где, как и что вы сделаете, чтобы о вас узнали в онлайне и офлайне
— Кто, как и как часто будет оказывать вам информационную поддержку

Сделайте яркую, информативную, краткую и привлекательную презентацию о своем проекте. И делитесь ею со своими партнерами и целевой аудиторией.

Шаг 9. Ищите ресурсы

— Говорите о своем проект везде, где только можно
— Подавайте заявки на субсидии, грантовые конкурсы и премии
— Ищите спонсоров и партнеров
— Привлекайте пожертвования: используйте фандрайзинг, крауфандинг
— Обращайтесь везде, где можно: профессиональные сообщества, группы, организации
— Вовлекайте волонтеров
— Объединяйтесь или обменивайтесь ресурсами с другими социальными проектами

Не всегда деньги – главный ресурс проекта.

Важно: у каждого фонда, партнера, спонсора есть свои предпочтения. Те, кто поддерживает детей, никогда не даст деньги на взрослых. Кто любит инновации, никогда не оценит развитие традиционного сельского хозяйства. Иногда о них пишут прямо и открыто, но чаще вам придется искать их самим: например, по историям уже поддержанных проектов.

Всегда, всегда читайте методические указания к заполнению заявок на гранты. Бывают настолько экзотические требования, что диву даешься.

Шаг 10. Реализация

Ничего не бойтесь, верьте в свою идею и начинайте действовать.

Гарантируем – вас ждет увлекательный и яркий путь. Это будет ответственно, волнительно, вдохновляюще, ярко, эмоционально и супер полезно.

Действуйте! Вполне возможно, что совсем скоро именно вы со своим проектом войдете в нашу рубрику про глухих, навсегда изменивших этот мир.

Понравилась статья? Хотите еще?

Поддержите нас пожертвованиями. И мы создадим еще больше правдивых, честных и острых статей про глухих и для глухих.

About The Author

Делитесь статьей в своих соцсетях:

Вносите пожертвования:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *