На старте изменений
У меня большая и дружная семья. Из 6 детей 2 глухие — я и моя сестра. В семье, школе, а потом и колледже у меня никогда не было проблем с коммуникацией. Все без барьеров общались на РЖЯ.
Когда я поступил в вуз, то оказался единственным глухим в нашей группе. И как будто попал в другой мир. Мы, глухие, общаемся свободно, воспринимаем всё иначе, чем слышащие.
А здесь вроде бы и проблем не было. Но всегда было чувство, как будто бы я не получаю всю информацию и чего-то постоянно не хватает. Я ведь люблю общаться, глубоко погружаться в тему, подробно всё изучать. А тут такого не было.
Мне интересно глубоко погружаться в разные вопросы, показывать миру, что глухие могут все наравне со слышащими. Мы такие же, как и слышащие, и можем многое.
Первое время я общался с одногруппниками голосом и читал по губам. Но быстро понял, что всю жизнь так не смогу.
Конечно, мои одногруппники всегда помогали мне и поддерживали: со временем половина группы выучила РЖЯ, другая стала общаться со мной письменно.
Но тут, в самом начале я подумал: а я ведь такой не один, так почему бы не сделать проект, помогающий развивать коммуникацию между глухими и слышащими? Так появился проект «Погружение».

погружение
Впервый год я руководил командой из 3 человек: меня и 2 одногруппниц.
Тогда мы провели 3 этапа: инклюзивные тренинги с участием глухих и слышащих, мастер-классы по базовому уровню РЖЯ для слышащих, инклюзивный конкурс «Всё в ваших руках», посвященный культуре глухих и РЖЯ. Проект развивался, мы набирались опыта.
Со второго года мы начали глобальные улучшения проекта.
Сейчас стартует «Погружение 3.0».
И у меня уже третья команда. Неизменными остаются я – руководитель проекта. Саша Баус — слышащая переводчик РЖЯ. Менеджер проект – Вика Дериглазова. И мой наставник Жданова Инна Валерьевна.
За время проекта я увидел много изменений. В нашем вузе очень много разных организаций. Раньше общение глухих и слышащих в них складывалось как-то неправильно: было и пренебрежение, и превосходство. А вот сейчас я вижу, как меняются все люди.
Например, после моего интервью о «Погружении» в моей любимой кофейне все начали говорить на РЖЯ. Я прихожу туда и мне говорят: «Добрый вечер! Как дела?». Я смотрю и думаю: «Куда я попал? В мир глухих, что ли?». У меня просто волосы дыбом.
За 3 года в проекте участвовали свыше 400 человек. Из них 178 – глухие, остальные – слышащие. Скоро продолжение и будет ещё больше людей.
А еще в самолете я хотел что-то спросить у соседа, а он ответил мне на жестовом языке. Вот тут был просто шок! Спрашиваю, откуда знает, а он говорит: «Я из Красноярска, работаю в полиции и учу жестовый язык».
После последнего проекта, я вижу, что всё больше людей начинают осваивать жестовый язык, больше увлекаются нашей культурой. Я прям вижу, что мир действительно меняется.
Мой проект «Погружение» как будто мой ребенок. Я о нем забочусь, учу, развиваю, программу леплю. Я чувствую, как будто это мое дитя, моя семья. Семью создавать не надо, пока есть проект. Шучу.
Что трудно?
Самое трудное – найти финансирование на проект. На 1 год реализации мы выиграли грант только с 4 раза. И в тот момент я осознал, что всегда есть выход из ситуации. Не нужно никогда сдаваться. Особенно, если понимаешь, что твой проект действительно очень важный и актуальный.
При реализации была одна трудная и шокирующая ситуация. К нам на физически активный тренинг пришла девушка с ДЦП. Она очень хотела общаться с глухими, а я совершенно не знал, что делать. Позже мы придумали решение проблемы и подобрали разные варианты тренингов в зависимости от того, какие люди к нам пришли: где-то с движением, где-то можно позаниматься сидя.

На таймер
Если в проекте «Погружение» я руководитель, то в «Таймере» — координатор. Этот проект направлен на освоение билингвистических норм русского языка и РЖЯ. В нём 4 направления: киноклуб РЖЯ, чтение книг и обсуждение на РЖЯ, настольные игры, дискуссии.
Волонтёр года
За свой вклад в развитие инклюзии глухих я получил премию «Волонтёр года».
Как волонтёр и как участник я побывал на более 100 мероприятиях. Самые крупные проекты: Всероссийский конкурс «Твой ход», «Мывместе», ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум), «Наука будущего», «Наука молодых», мероприятия от Росмолодёжи.

Трудно/нет
Всё, что касается проекта, мне не мешает, что я глухой. Просто всегда желательно иметь человека, который был бы рядом. У кого есть проблемы, сложности с русским языком, вот им, конечно, нужно помогать в коммуникации, это самое важное и всё. А вообще глухие всё могут, было бы желание, неважно какое.
Единственное, бывают сложности с моим участием в мероприятиях слышащих. На них нужно много общаться. Но многие из слышащих просто не знают, как общаться с глухими. Меня не понимают, я не понимаю. Бывает я ищу переводчика, бывает мне выделяют. Но не всегда это получается. И проблема коммуникации остается.

Личное время
Немножко спешу вас расстроить: у меня нет свободного времени. Но я всегда стараюсь выделить хоть немного времени для себя, чтобы погулять, стараюсь уходить на природу, за город. И люблю роликовые коньки, очень люблю. Конечно, люблю шумные компании.
А так обычно утром встаю, ухожу на учёбу, потом на работу. Сейчас я работаю у нас в НГТУ инспектором и наставником для глухих и слабослышащих. Бывают подработки разные, и в последнее время я часто езжу в командировки, постоянно в разъездах, поэтому дома бываю редко.
Если бы в прошлом мне сказали, что я буду успешным человеком, я бы сказал, что не верю. Я бы посмеялся.

Моё будущее
Я поступил на первый курс магистратуры, поэтому главное внимание уделяю учебе и научным исследованиям.
Второе место – это проектная деятельность «Погружение». В ближайшее время планирую начать развивать собственную некоммерческую организацию. Это центр поддержки для глухих и слабослышащих людей АНО «Рост личности». Я ее недавно открыл. И теперь имею право развивать в области образования. Например, я могу быть наставником для глухого или слабослышащего, помогать, мотивировать, какие-то проекты развивать, в политике какие-то вопросы решать, например, глухие что-то хотят сделать, я могу что-то советовать. Пока что мы на этапе планирования и обсуждения форматов.
Если хочешь изменить мир, начни с себя
Какие проекты нужны глухим?
Я считаю, что нужно действовать в 3 направлениях.
Первое – развивать сферу переводчиков РЖЯ. Сейчас их не хватает на всех глухих.
Второе – поддерживать образование глухих. Глухим сложно поступить в вуз. Хорошо бы внедрить дополнительные подготовительные занятия именно для глухих, проработать регламенты экзаменов для нас.
Третье – работа с родителями глухих. Важно объяснять им, чтобы они не заставляли нас идти поступать туда, где нам не хочется учиться.
Я мечтаю, чтобы слышащие и глухие свободно общались, чтобы мы без проблем были на одном уровне

как перестать бояться и начать помогать другим
Я уверен, что глухие могут создавать любые проекты. Но важно быть мотивированными и понимать проблему, которую вы решаете. Нужно собирать вокруг себя ответственных людей и действительно реализовывать проекты. Всегда помните, что совершать ошибки не стыдно. Главное не сдаваться. Не сидеть дома, пробовать что-то новое.
Даже если вы чувствуете, что сейчас пик, значит, пришла пора что-то менять. Если друзья не поддерживают, значит, друзей тоже нужно менять.
Делайте то, что вам хочется, слушайте свое сердце. Делайте то, что вдохновляет. И удачи!